Простая схема автомобильного кондиционера
В настоящее время есть куча разновидностей управления автомобильным кондиционером, >которые основаны на всякие датчики- датчик температуры салона, датчик температуры на улице и т.д.
Такие устройства называют АК с климат контролем.
По АК схем очень много, но я решил представить из них на мой взгляд самую простую схему включения компрессора кондиционера и показать как включается вентилятор охлаждения.
Рассмотрим схему:
Представляю самую простую схему кондиционера для автомобиля. Принцип работы устройства представлена ниже.
Что бы запустить систему автомобильного вентилятора просто включаем вентилятор отопителя салона с кнопкой 2. После включения вентилятора, на кнопке кондиционера, т.
е 3, появляется 14вольт, нажимаем эту кнопку и напряжение доходит до аварийного датчика давления- кнопка 4.
Если давление в кондиционере превышает 18бар, то датчик аварийного давления закроет цепь и кондиционер отключается, так как напряжение не дойдет до него.
Датчик может разомкнутся если есть проблемы с работой датчика, или если в системе не хватает давления для его включения.
Если все в порядке, питание приходит на управление реле включения электромагнита компрессора(в схеме-6), после срабатывания реле, с предохранителя на 20Ампер(11) питание идет на электромагнит компрессора(в схеме-7).
Теперь рассмотрим датчик высокого давления(в схеме-8). Такой датчик нужен для избежания неприятностей от избыточного давления в системе А. К.. Этот датчик включается, если в системе давление превышаете 15бар.
Вот именно так работает самая простая схема для включения системы автомобильного кондиционера.
А теперь давайте рассмотреть схему с кломат-контролем. В таких схемах установленные специальные датчики температуры салона и улицы. Датчики работают так- если в окружающей среде температура ниже 5 градуса по Цельсию, то вентилятор отключается.
Но вот кондиционер обязательно зимой нужно включить в 2 раза в месяц, и пусть это будет всего 15-20 минут.
Рекомендуем: Камера заднего вида на авто: какие они бывают, какую выбрать
По этому владельцы автомобилей с такой системой управления приходится искать тепленькое место для своего авто, либо феном греть датчик температуры окружающей среды, во основном такие датчики установлены спереди, между передним радиатором и бампером.
Датчики давления тоже бывают разные, например на автомобилях Renault часто встречаются датчики с тремя выводами, которые не замыкают провод как показано на выше приведенной схеме, а меняют свое сопротивление в зависимости от изменения давления в системе кондиционера.
На автомобилях Peugeot вентилятор охлаждения радиатора кондиционера включается сразу, вместе с компрессором, у них две скорости. Когда давление поднимается к критическому, вентилятор крутится быстрее.
На некоторых моделях Mercedes и BMW, встречались датчики высокого давления, которые в зависимости от давления меняли сопротивление, и вентилятор охлаждения в зависимости от сопротивления датчика набирал обороты (немцы молодцы, интересно придумали, но вентиляторы эти не надежные и цена на них не маленькая, например BMW X5 — вентилятор стоил 500у.е. в 2008 году).
Если вы купили себе новый автомобиль с кондиционером, следует его включить, и проверить. И так муфта на компрессоре срабатывает и компрессор начинает вращаться, но холода не чувствуется, это значит он не исправлен!Выключайте устройства и направляйтесь к специалисту по ремонту АК.
Как часто и в каких случаях надо заправлять кондиционер?
Заправлять кондиционер нужно в таких случаях:
- После установки или переустановки в новое место.
- После ремонта, если в процессе отключались фреоновые магистрали.
- Если произошла утечка из контура. Почти всегда дозаправлять кондиционер приходится из-за утечки.
- Каждые 2 года (частота примерная, если система смонтирована правильно — то можно и реже). В среднем за 1 год эксплуатации теряется около 8% объема хладона.
Понять, что пришла пора замены — можно по качеству работы устройства.
Признаки утечки такие:
- на наружном блоке появляется иней;
- помещение охлаждается (или нагревается) медленнее, чем раньше (при примерно такой же температуре наружного воздуха); кондиционер при этом работает дольше (или вообще без перерывов), и его приходится нагружать сильнее;
- инверторная модель может часто отключаться и показывать код неисправности;
- при работе кондиционера появляется неприятный запах (не пыли).
Профилактические меры
Длительная работа автокондиционера без возникновения проблем и утечек говорит о том, что владелец машины тщательно следит за работой своего транспортного средства и всех его систем. Существует буквально две полезные рекомендации в рамках самостоятельного обслуживания кондиционера, которые направлены на увеличение срока службы системы и сохранения её эффективной работоспособности. Автовладельцам необходимо:
- Периодически очищать радиатор автомобильного кондиционера. Процедура промывки этого элемента не самая сложная, потому привлекать к ней специалистов не потребуется.
- Использовать кондиционер зимой. В зимний период потребность в охлаждении салона отпадает. Здесь весь акцент делается на отоплении. Но чтобы кондиционер не выходил из строя раньше времени, зимой его следует включать. Для этого рекомендуется хотя бы раз в месяц заезжать в любое тёплое помещение и включать охлаждение салона на средних оборотах в течение 10 – 20 минут.
https://youtube.com/watch?v=8A9SKCyihr8
Когда в системе автокондиционирования отсутствуют поломки и утечки, заправить фреон самостоятельно не так уж и сложно. С задачей легко можно справиться своими руками. Но для правильного выполнения всех операций следует заранее изучить устройство кондиционера, понять принцип его работы, выбрать подходящий хладагент и обзавестись необходимым оборудованием.
Оборудование для заправки автокондиционеров
Для качественной заправки автокондиционеров в первую очередь необходимо иметь хорошее оборудование. Чтобы заправить кондиционер в автомобиле можно использовать один из трех типов оборудования:
- Автоматические станции для заправки автокондиционеров;
- Набор оборудования для ручной заправки автомобильных кондиционеров;
- Одноразовый набор для заправки одного автокондиционера своими руками.
Автоматические станции позволяют проводить заправку автокондиционеров в полностью автоматическом режиме, что сводит к минимуму вмешательство оператора установки в процесс заправки. Но цена такого оборудования будет начинаться с отметки 130-150 тыс. руб.
Обслуживание системы кондиционирования автомобиля на такой станции, безусловно, является оптимальным решением – это позволит не только быстро и качественно заправить ваш автокондиционер, но и значительно продлит срок его службы.
Набор оборудования для ручной заправки автокондиционеров, в свою очередь, стоит значительно дешевле автоматической станции, но и для работы с ним нужно иметь определенный опыт и сноровку. В состав такого набора обычно входит следующее оборудование:
- Манометрический коллектор предназначенный под использование фреона;
- Электронные весы для отслеживания объема заправляемого хладагента;
- Баллон с хладагентом (оператор заправляет хладагент прямо из баллона, ориентируясь по показаниям весов);
- Вакуумный насос (для вакуумирования системы).
Чуть ниже на видео наглядно показан процесс самостоятельной заправки автокондиционера хладагентом при помощи такого набора.
Одноразовые наборы для заправки кондиционеров, естественно, самые дешевые среди перечисленного выше оборудования. Такой набор, как правило, представляет собой небольшой одноразовый баллон с фреоном, который через шланг с манометром подключается к сервисному порту низкого давления для дозаправки системы.
Цена такого набора составляет порядка 1000 рублей, но вот эффективность такой заправки автокондиционера оставляет желать лучшего. А все потому, что при помощи подобных наборов просто невозможно полностью удалить из системы остатки старого хладагента, воздуха, влаги, и провести вакуумирование.
Чудес не бывает, поэтому если вы хотите качественно заправить свой автокондиционер новым фреоном, тогда необходимо использовать и качественное оборудование.
Также для диагностики и заправки автомобильных кондиционеров может понадобиться дополнительное оборудование:
- Ультрафиолетовая лампа и защитные очки для поиска утечек в системе.
- Электронный течеискатель, реагирующий на фреон.
- Термометр-влагомер. Его показания необходимы для оценки климатических условий в салоне до и после заправки автокондиционера.
- Масляный инжектор. Во время заправки системы он обеспечивает добавление в неё масла в необходимом количестве.
- Набор переходников для подключения манометрического коллектора к любому автомобилю.
- Специальные съемники для разъединения трубок системы кондиционирования (актуальны в основном для японских и американских машин).
- Специальный съемник для клапанов сервисных портов.
Необходимость в наличии того или иного дополнительного оборудования определяется специалистом, производящим заправку автокондиционеров.
Советы специалистов
На самом деле самостоятельная дозаправка не позволит сильно сэкономить. Отсутствие профессиональных знаний и опыта при осуществлении манипуляции могут привести к дорогостоящему ремонту оборудованию все установки.
Чтобы предотвратить неполадки в работе сплит-системы рекомендуем придерживаться простых действий:
Уделяйте внимание всем отделам оборудования при поиске возможных утечек. Часто диагностика позволяет сэкономить на ремонте;
При самостоятельной заправке механизма фреоном необходимо осуществлять продувку шлангов
В результате удается избежать попадание частиц влаги внутрь установки;
Предварительно шланги системы кондиционирования закрывают после дозаправки, а остатки из патрубка выпускают.
Профессиональные мастера утверждают, что при наличии определенных знаний и опыта момент заправки фреоном займёт не больше 30-50 минут. Новичкам в этом деле понадобится в среднем от 2 до 3 часов.
Виды хладагентов
Все современное оборудование для кондиционирования воздуха работает на фреоне. Конденсируясь внутри устройства, он выделяет тепло, а, испаряясь, – наоборот его поглощает. Благодаря этому уникальному свойству он может эффективно обеспечивать работу системы кондиционирования. Если кондиционер включить, то фреон будет испаряться и забирать из комнаты тепло. Таким образом, происходит охлаждение воздуха. Со временем, при многократном использовании сплит-системы, фреон постепенно испаряется из кондиционера. Таким образом, время от времени система нуждается в дозаправке. Улетучивается вещество из внутреннего контура оборудования, в местах соединения наружного блока кондиционера с внутренним блоком.
Фреон – это абсолютно безопасный газ, который продается в баллонах в специализированных магазинах. В продаже имеется широкий ассортимент современных средств для заправки кондиционера. Выбор хладагента необходимо осуществлять на основе знаний о марке кондиционера.
Фреон R-410A – это хладагент нового поколения, который абсолютно безопасен для экологии, а также оказывает положительное влияние на производительную мощность кондиционера за счет использования большего давления. А это, в свою очередь прекрасно экономит электроэнергию.
Фреон R-407C предназначен для заправки промышленного оборудования кондиционирования. При утечке такого фреона вначале испаряются легкие компоненты. К минусам можно отнести то, что кондиционер, заправленный ним, нельзя потом дозаправлять. Придется удалить фреон из оборудования полностью и только затем осуществить полную заправку.
Дозаправка фреоном сплит-системы проводится примерно раз или два в год. Но, если вы ее только приобрели, то до времени, когда понадобится дозаправка, скорее всего, пройдет несколько лет. Время между последующими дозаправками варьируется в зависимости от марки оборудования, которое у вас установлено. Точнее можно узнать из руководства по эксплуатации, либо проконсультировавшись у специалиста, который проводил у вас монтаж кондиционера.
Напоследок, настоятельно рекомендуем не экономить на заправке кондиционера. Не приобретайте дешевый хладагент, который в большинстве случаев окажется некачественным. Контролируйте состояние вашей климатической системы, и, если заметите, какие-либо признаки того, что в оборудовании не хватает хладагента, то срочно проведите заправку. Тогда устройство будет работать стабильно и эффективно. Теперь вы знаете, как закачать фреон в кондиционер правильно, что, несомненно, продлит срок службы вашей сплит-системы.
Экономия средств по сравнению с вызовом мастера
Зная потребность в материалах и оборудовании, несложно подсчитать, насколько выгодна дозаправка кондиционера, выполняемая своими руками. Стоимость аренды берем на интернет-ресурсах компаний, предлагающих данную услугу в Московской области:
- вакуумный насос + коллектор со шлангами – 700 руб. в сутки (12.5 у. е.);
- полный комплект, включающий баллон с газом, манометрическую станцию и насос, — от 1000 руб./сутки (18 у. е.);
- самый дорогой тип фреона — R410а — 650 руб. за 0.6 кг (12 у. е.).
Примем в расчет более дорогостоящий вариант – аренда оборудования плюс покупка фреона: 700 + 650 = 1350 руб. (24.5 у. е.). Минимальная стоимость заправки сплит-систем, декларируемая различными компаниями, составляет 2000 руб. (35 у. е.). Выгода от самостоятельного проведения заправочных работ не слишком велика – 650 руб. или 10.5 у. е.
Учтите ряд противоречивых факторов:
- Чтобы арендовать оборудование и приспособления, нужно затратить личное время.
- Цены, указываемые в интернете, могут быть занижены ради привлечения клиентов либо попросту устареть.
- Нередко фирма начисляет дополнительные расходы за выезд либо выставляет счет за каждую работу отдельно – вакуумацию, диагностику и заправку.
- Существует вероятность, что «дешевые» мастера выполнят работу некачественно и спустя год хладон снова улетучится.
- Не учтена стоимость аренды электронных весов. Допускается применение настольных кухонных весов, рассчитанных на измерение массы до 20 кг с точностью отображения до 1 грамма.
Подготовка
Прежде чем приступить к заправке/дозаправке кондиционера следует провести подготовительные работы.
Чистка
Чистка кондиционера – обязательный этап подготовки перед заправкой. Причем выполняется она прежде любых других работ. Ее выполняют, чтобы гарантированно получить оптимальные режимы работы всех узлов и агрегатов системы. Это позволит убрать погрешности измерений и упростит поиск проблемных участков.
Обязательно чистят фильтры, вентилятор и радиаторы внутреннего блока
Однако основное внимание необходимо уделить наружному блоку сплит-системы.. Последовательность работ по его обслуживанию включает:
Последовательность работ по его обслуживанию включает:
- Отключение оборудования от питающей электрической сети.
- Механическую очистку (удаление загрязнений), а именно:
- чистку кожуха с внешней стороны;
- его демонтаж;
- удаление мусора во внутреннем пространстве блока.
- Промывку узлов, которую выполняют в следующем порядке:
- Защищают от попадания влаги электронный блок (этап обязательный, поскольку вода в электронной схеме может вызвать ее полный выход из строя и необходимость дорогостоящего ремонта). Для защиты достаточно тщательно закрыть поверхность узла полиэтиленом.
- Очищают лопасти и другие внешние элементы конструкций вентилятора от пыли и налипшей грязи. Промывку ведут влажной губкой.
- Влажной губкой очищают поверхность конденсатора.
- Накопившуюся в труднодоступных местах пыль убирают пылесосом.
- Очищают поверхность радиатора. Пыль и грязь счищают щеткой, затем производят промывку поверхности напором воды или пароочистителем.
- Производят установку кожуха, дальнейшие работы выполняют только после полного высыхания.
Самостоятельные чистка и обслуживание электронного блока не допускаются! Эту работу могут выполнить только специалисты сервисной компании с соответствующим уровнем подготовки. Выход электроники из строя из-за вмешательства пользователя считается негарантийным случаем!
Проверка герметичности
Эти подготовительные работы проводят, если расход фреона в системе превышает допустимые значения. Они необходимы, если утечка в течение сезона оказывается выше 8-10%.
Наиболее частые проблемные места – стыка трубопроводов и блоков, где имеет место нарушение герметичности. В большинстве случаев для их обнаружения достаточно визуального осмотра.
В случае, если существующая проблема не выявлена в процессе осмотра, прибегают к более точным (и, естественно, сложным) методам.
Опрессовка и вакуумирование
Этот этап не обязателен при отсутствии проблем с герметичностью системы. В то же время, если производился поиск мест утечки, без его проведения не обойтись.
Опрессовка
Под этим термином подразумевают заполнение системы азотом под давлением, соответствующим максимально допустимому для системы. Используют для этих целей манометрический коллектор, который позволяет контролировать давление в системе. Предельное значение можно посмотреть в технической документации или на шильдике на блоке сплит-системы.
Азот подают до достижения давлением максимальной величины, после чего закачку системы газом останавливают и контролируют показания манометра. В исправном (герметичном) контуре они должны оставаться неизменными. Падение давления свидетельствует о наличии проблемных участков и требует повторения их поиска.
Каким способом заправляете кондиционер Вы?
СамостоятельноВызываю мастера
Вакуумирование
Этот этап подготовки проводят после восстановления герметичности и опрессовки системы. Его суть – в полной откачке газа (жидкости) из контура.
Работы ведут в следующем порядке:
- Присоединяют вакуумный насос к подключенному в систему манометрическому коллектору.
- Включают насос, открывают на коллекторе газовый вентиль.
- Оставляют насос в работе до достижения минимума давления в системе. Контроль за давлением ведут по шкале манометра.
- Отключают насос, газовый вентиль перекрывают.
- Коллектор оставляют подключенным, вентили закрытыми, чтобы предотвратить попадание воздуха в контур перед заправкой.
Мнение эксперта
Торсунов Павел Максимович
Вакуумный насос должен быть оборудован обратным клапаном. Выполнение этого условия защитит систему от попадания масла.
4 Подготовка сплит-системы к заправке
Мастера проводят диагностику и определяют причину ухода рабочей жидкости. Если будут обнаружены неисправности, вам сразу же сообщат об этом.
Подготовительный этап включает в себя:
-
Подбор жидкости и оборудования. Для заправки кондиционера используется вакуумный насос с манометром. Он оснащен обратным клапаном, который не дает маслу попасть в систему. При техническом обслуживании промышленных моделей или нестандартной техники, могут понадобиться дополнительные приборы.
-
Проверка соединительных элементов. Мастера проверяют фреоновую трассу на целостность. Осматриваются испарительные и конденсаторные трубки, а также фильтры.
-
Тест на герметичность. Выполняется при помощи закачки азота в систему. По манометру можно отследить, падает ли давление. Если показатель не меняется, то герметичность не нарушена, для нормальной работы климатического оборудования следует провести заправку кондиционера фреоном.
-
Вакуумирование. При помощи вакуумного насоса из системы выводится воздух, влага и прочие примеси, попавшие в систему. Этот процесс называется вакуумной осушкой. Данные манипуляции чрезвычайно важны для работы вашей холодильной техники, т.к. оставшаяся в системе влага и воздух существенно ухудшают производительности климатического оборудования, из-за повышения давления и потребляемой мощности кондиционера. В результате чего, срок службы вашей сплит-системы значительно сокращается.
Завершается подготовка точным расчетом охлаждающей жидкости
Пошаговая инструкция: как заправить кондиционер
Для того чтобы произвести самостоятельную заправку климатической техники потребуются некоторые устройства, а именно: цифровые весы, цифровой термометр, манометрический коллектор и набор шестигранных ключей.
Можно использовать как двух, так и четырехпозиционный коллектор. Двухпозиционное устройство позволяет и вакуумировать и заправлять климатическую технику, но шланг дополнительного оборудования придется переподключать, а создавшуюся в результате этого воздушную пробку придется выпускать, открывая на коллекторе жидкостный вентиль. В четырехпозиционном коллекторе этого делать не нужно. Преимуществом такого устройства является полная герметичность системы и отсутствие контактов с воздухом.
- Перед началом работы следует открыть замки, расположенные в сервисных штуцерах климатической системы, с целью выпуска оставшегося в устройстве фреона.
- После выхода всего газа из заправляемого кондиционера, замки нужно перекрыть.
В этом разделе предлагается узнать, как заправить кондиционер фреоном методом показателя перегрева. Перегревом называется разница температур перегретого пара с температурой кипения фреона. При включенном устройстве первый показатель снимается с помощью электронного термометра, приложенного к газовой трубе устройства. Температуру кипения газа можно узнать по манометру низкого давления на коллекторе. Разница этих показателей должна лежать от 5 С° до 8 С°. Если разница более 8С° то это значит, что в сплит-системе фреона недостаточно и его нужно заправлять.
- Для заправки нужно взять весы и поставить на них баллон с фреоном. После чего необходимо на весах установить показатель веса «0».
- После выполнения этих процедур следует открыть вентиль на баллоне и на одну секунду приоткрыть жидкостный вентиль на коллекторе для того, чтобы выпустить воздух, находившийся в шлангах.
- Далее нужно открыть газовый вентиль на коллекторе. В процессе заправки давление в системе будет повышаться, а температура на термометре падать.
- Производить это нужно до тех пор, пока разница температур между манометром и термометром, приложенным к газовой трубе кондиционера, не составит 5С°- 8С°. После чего нужно перекрыть сначала газовый вентиль на коллекторе, а потом на баллоне с фреоном. Узнать какое количество газа затрачено, можно просто взглянув на весы.
Проверить работу устройства можно только подключив устройство к магистрали и включив. Основным показателем недостаточной заправки является обмерзание кранов, если этого не происходит, то кондиционер заправлен верно, с нужным количеством газа.
Комфортные условия в автомобиле невозможно создать без дополнительных систем. Производители транспортных средств включают их в состав основных частей и механизмов. Кондиционер относится к этим устройствам и обеспечивает оптимальную температуру в салоне даже при условиях летней жары. Он работает только при включенном двигателе и дает возможность без проблем управлять автотранспортом. К положительным моментам климатической системы можно отнести и то, что она предотвращает попадание неприятных запахов в салон и регулирует уровень влажности в салоне.
Кондиционер прост в использовании. Перед началом работы необходимо ознакомиться с инструкцией, тогда можно избежать многих непониманий. В ней находятся технические параметры, способы чистки, частота заправки и правила применения.
Многие автовладельцы хотят знать больше и в целях экономии желают научиться заправлять кондиционер собственными силами. Фото: pro-vidnoe.ru
Как часто нужно заправлять
- Кондиционер в новом автомобиле нуждается в обслуживании и дозаправке не позднее, чем через три года после покупки, далее периодичность составляет не реже одного раза в полтора года.
- Если пользование транспортным средством происходит около десяти лет и более, то заправка производится раз в год. К этой категории относятся и системы, установленные самостоятельно.
Не нужно ждать, когда кондиционер перестанет охлаждать воздух. Если дотянуть до этого момента, то можно критически перегреть компрессор. Ремонт этой неполадки стоит недешево и занимает много времени.
В стандартных условиях эксплуатации количество фреона в контуре охлаждения уменьшается на 6-15% в год. Уже через три года потеря хладагента будет значительной.
Намного быстрее он начинает расходоваться при плохой герметичности соединительных деталей.
Признаки недостаточного количества фреона следующие:
- Наличие льда на штуцерных соединениях наружного блока климатической системы;
- Менее эффективное охлаждение воздуха;
- Недостаточное количество фреона при самостоятельном осмотре кондиционера.
Мобильный кондиционер
В первую очередь, стоит разобраться с самим понятием – мобильный кондиционер, и чем он отличается от привычных сплит – систем.
Это прибор для вентилирования воздушных потоков помещения компактного формата. Устанавливается в помещениях, где установка сплит – системы невозможна.
Работа его имеет ряд особенностей:
- Мобильность
- Компактность
- Удобство при транспортировке
- Высокая мощность гарантирует хорошие результаты работы (высокая эффективность охлаждения температуры помещений)
- Осуществляет работу в нескольких режимах
- Может не только вентилировать и менять температуру воздушных потоков, но и очищать их от вредных примесей и микробов.
По своему устройству напольные кондиционеры могут быть однокомпонентными моноблоками или сплит-системами мобильного типа. И моноблокам, и сплит-системам требуется своевременная заправка мобильного кондиционера.
Наиболее популярный тип напольных кондиционеров – одноблочное устройство. Он включает в себя основной корпус и воздухоотводную трубу. Особенность работы устройства – поступление воздушных потоков из помещения и выход переработанного воздуха на улицу через воздуховодную трубу.
Напольный кондиционер обычно приобретается в помещения, где невозможно установить сплит – систему, при возможности частой смены места жительства. Часто прибор используется в качестве сезонного охладителя помещения на дачных участках. Также применяется при снятии жилья в аренду.