Светофильтры для объективов: виды, возможности, выбор

Фильтры нейтральной плотности (ND-фильтры)

По большому счету этот вид представляет собой солнцезащитные очки для объектива. У ND-фильтров множество применений, о которых можно написать отдельную статью. Сокращая количество света, который попадает на сенсор, они предоставляют больше контроля над выдержкой. Вы можете устанавливать высокие значения, получив особый эффект.

Фильтры нейтральной плотности – ценный и очень полезный инструмент.

ND-фильтры позволяют делать фотографии, которые без них абсолютно невозможно воплотить, например, шелковый водопад, размытые линии облаков в небе или идеально ровная поверхность воды. Даже портретные фотографы иногда используют эти фильтры, чтобы иметь возможность устанавливать широкую диафрагму в яркое дневное время.

ND-фильтры классифицируются в зависимости от плотности. Обычно они измеряются по количеству стопов (выдержки, диафрагмы или ISO), необходимому для компенсации затемнения и получения правильной экспозиции. Производители по-разному это выражают (такой подход может показаться очень запутанным для новичков). Некоторые просто указывают количество стопов, а другие зачем-то используют инкременты со значением 0,3. То есть, 1 стоп означает 0,3, 2 стопа – 0,6, а 10 стопов – 3,0

Важно немного изучить тему, чтобы не ошибиться с выбором

ND-фильтр позволил мне установить 15-секундную экспозицию и смягчить воду для контраста с кривыми ветками.

Еще один важный пункт при выборе фильтра нейтральной плотности – создает ли он цветовой оттенок. Обычно это имеет значение для более плотных фильтров, например, 10-стопных. Хотя в большинстве ситуаций при съемке в RAW можно исправить это при помощи Lightroom, немного проще, когда реальный результат виден на экране камеры без необходимости каждый раз корректировать баланс белого после снятия или крепления фильтра.

Применение светофильтров

Светофильтр представляет собой специальную насадку на объектив фотоаппарата и призван достичь особого эффекта в процессе фотосъемки. Например, убрать из кадра лишнее, добавить интересный оттенок снимку, ликвидировать ненужные пересветы, смягчить яркий солнечный цвет и т.д. Светофильтры – важные элементы оптической системы, они позволяют без особого труда добиться необходимого эффекта, при этом творчество и фантазия не ограничены возможностями графического редактора. Снимки, сделанные с использованием световых фильтров, глубже демонстрируют индивидуальный взгляд фотографа и обладают определенным художественным шармом. Умение работать с данными насадками на объектив пригодится как профи, так и начинающим фотографам – всем тем, кто хочет получить в качестве результата оригинальное и уникальное изображение.

Кстати, среди основного функционала светофильтра не только корректировка изображения при съемке, но и надежная защита хрупкого объектива камеры от случайных механических повреждений: трещин, сколов, царапин. Это особенно актуально, если вы часто снимаете на улице, при неблагоприятных погодных условиях, в толпе людей, где вас нечаянно могут толкнуть, задеть и т.л. Согласитесь, гораздо удобнее и выгоднее в случае повреждения заменить лишь защитное стеклышко-насадку, а не покупать новый дорогостоящий объектив.

Лучше всего применять световые и защитные фильтрующие насадки при необходимости, точно зная, какой именно эффект вам понадобится на выходе. Нельзя забывать о том, что дополнительный «слой» между объективом и непосредственно объектом съемки может негативно сказаться на качестве фотографии. Неграмотное или слишком частое применение насадки непременно скажется на контрастности, добавит лишние световые блики или неуместный эффект виньетки, затемнив изображение по краям. Неверное сочетание цветного фильтра среди солнечного дня даст и вовсе непредсказуемый результат. Поэтому профессиональный фотограф должен иметь четкое представление о назначении того или иного светофильтра и разбираться во всех разновидностях данного полезного аксессуара. Ниже мы рассмотрим, какие типы фильтров бывают, и как не запутаться в сложной классификации.

Основные типы светофильтров

Для начала отметим, что существуют светофильтры исключительно для объективов – они вкручиваются в резьбу крепления или помещаются в особый держатель на объективе (он называется компендиум). Есть также и фильтры для фотоаппарата, предназначенные для создания импульсного света. Они устанавливаются в крепление в месте вспышки и легко фиксируются обычной резинкой. Таким образом, по типу крепления и конструкции светофильтры для зеркальных фотоаппаратов делятся на два вида.

  1. Вкручивающиеся в объектив фотокамеры. Их сложнее правильно подобрать, ведь резьба крепления должна совпадать с диаметром самого объектива. Если же данные параметры не совпадают, можно использовать переходное кольцо, которое поможет закрепить фильтр в верном положении.
  2. Накладные модели. Они значительно проще в эксплуатации, подходят к любому типу объективов, будь то Nikon, Canon и т.д. Правда, их придется придерживать рукой или крепить подручными способами, например, тонкой резинкой.

По типу назначения различают следующие виды световых фильтрующих элементов:

  • защитные;
  • ультрафиолетовые;
  • поляризационные;
  • инфракрасные;
  • градиентные;
  • нейтральные;
  • с конкретным эффектом – цветокоррекционные или конверсионные, смягчающие или усиливающие цвет.

Разберем каждый тип подробнее.

Защитные светофильтры

Пожалуй, самый простой и понятный тип фильтров. Они предназначены для защиты передней линзы объектива от царапин, трещин и прочих повреждений. Также они не пропускают грязь, пыль, мелкие частицы, которые рано или поздно забиваются внутрь линзы, особенно в процессе съемки при сложных погодных условиях. По сути, данные фильтры играют роль своеобразного чехла или насадки на объектив. Защитные фильтры легко найти по специальной маркировке «Protector». Они могут быть установлены сразу при покупке фотоаппарата или отдельно объектива, в дальнейшем не снимаются.

Ультрафиолетовые светофильтры

Ультрафиолетовые фильтры также могут применяться в качестве защитных, однако их главная функция – это снижение чрезмерного потока УФ-излучения. Обычно он невидим человеческому глазу, но вместе с тем отлично распознается матрицей фотоаппарата. Матрица легко воспринимает лучи ультрафиолета, и, как правило, это проявляется на готовых снимках в виде слабого голубоватого оттенка или легкой дымки, наподобие эффекта «тумана». Подобный эффект особенно часто наблюдается во время съемки на местности, среди широких ландшафтов. Например, в горах или на море. В подобных местах объекты располагаются на большом расстоянии от камеры, и в яркие погожие дни на них попадает просто огромное количество солнечных лучей. В итоге полученное изображение приобретает синеватый оттенок или оказывается сильно пересвеченным. Здесь фотографа сильно выручают как раз те самые УФ-фильтры. Небо они делают чуть темнее, добавляют синевы и густоты изображению, но при этом не усиливают контрастность. В специализированных магазинах фототехники подобные фильтры можно легко отыскать по характерной маркировке «UV».

Совет! Ультрафиолетовый фильтр можно применить и в пасмурную погоду, изменив цветовой баланс: например, добавив теплые розоватые тона будущему изображению.

Поляризационные светофильтры

Поляризационные фильтры считаются одними из самых дорогостоящих, но вместе с тем и крайне востребованных среди фотографов. Они считаются довольно эффективными и делают тона и свет будущего снимок наиболее равномерными. Эти светофильтры в значительной степени снижают уровень потока отраженного света, который попадает на объектив. В результате блики от воды или солнечных лучей уже не портят картинку и не заслоняют объекты съемки. Также благодаря поляризационным фильтрам заметно уменьшается сильный контраст между небом и местностью, что является настоящей находкой во время пейзажной съемки. Подобные фильтры обозначаются следующими кодировками:

  • PL, что расшифровывается как обыкновенный поляризационный фильтр;
  • C-PL, циркулярный поляризатор.

Фильтр состоит из двух линз: первая статична, неподвижна, вторая вращается. С помощью такого устройства можно легко регулировать насыщенность цвета, яркость бликов, контрастность. Нередко на оправе поляризатора имеется шкала или небольшие точки для установки правильного угла при съемке.

Нейтральные серые светофильтры

Также их называют Neutral Density (ND) и применяются для достижения мягкого размытия путем снижения количества света. Изначально добиться этого можно при помощи зажатия диафрагмы или уменьшения выдержки, но эти ухищрения могут значительно упростить саму композицию, лишив ее других достоинств. Кроме того, применение фильтра намного проще и освобождает руки фотографа.

Существует два типа фильтров:

  1. Простой: имеет однородный цвет без переходов;
  2. Градиент: имеет плавный переход от белого к серому. Он может быть мягким, жестким и круговым: в последнем случаи серый цвет выходит из центра.

Простой нейтральный фильтр используют при:

  1. Ярком солнечном свете, когда требуется длительная выдержка или широко открытая диафрагма;
  2. Необходимости сфотографировать движение, например, реки, водопада или дыма;
  3. Необходимости уменьшить глубину до минимума при сильном освещении.

    Градиентный фильтр

Наиболее яркий пример применения нейтрального светофильтра – фотография водопада в яркий солнечный день. Для достижения эффекта целостной воды, не разбитой на капли, необходима длительная выдержка в несколько секунд или минут. Используя фильтр, можно легко добиться этого, не травмируя объектив.

Фильтр-градиент применяют подобным образом, но в несколько иных ситуациях. Он позволяет оставить часть фотографии в естественном освещении, а вторую часть затемнить. Это помогает при съемках излишне яркого неба, снега или моря.

Значительным минусом градиента является четкое разделение на половины: если границы засвеченного участка не явные, могут возникнуть проблемы. Стоит также помнить о том, что у каждой фирмы-производителя свое понятие насыщенности градиента: у кого-то цвет может уходить полностью в темный, у других остается слишком светлым.

Насыщенность серого цвета изменяется в стопах – от одного до десяти. Наиболее востребованными остаются фильтры на один, два и три стопа. Для удобства и экономии некоторые фирмы начали выпускать фильтры с переменными стопами, их количество колеблется от одного до восьми. Они состоят из двух поляризационных фильтров, которые необходимо вращать для достижения необходимого результата.

Правила эксплуатации светофильтров

Чтобы сварщику в маске было не только комфортно, но и безопасно, при выполнении работ придерживаются следующих правил:

  1. Перед тем как начать сварку, надо обязательно проверить работоспособность светофильтра с помощью зажигалки. Если он темнеет, значит, все хорошо, в других случаях неисправность связана с повреждением стекла или поломкой блока питания.
  2. Нельзя использовать фильтры-хамелеоны, если на них нет внешнего или внутреннего слоя.
  3. При наличии на стеклянной поверхности царапин или трещин эксплуатация изделия запрещена. Это опасно для зрения.
  4. Для очистки светофильтров для сварочных масок от загрязнений используют только мягкую ткань. Делать это абразивными средствами или острыми предметами нельзя.

Перед сваркой нужно проверить работоспособность светофильтра.

Выбираем фильтр для объектива правильно

Допускается пользоваться только тем световым фильтром, который не влияет негативно на качество изображения. К примеру, если устройство выполняет защитную функцию, то его качество можно оценить путем наложения на черную бархатную материю. После этого производится оценка степени просветления. Если площадь незначительная, то в будущем можно без опасений использовать данный аксессуар. Должна быть видна структура бархата. Такую же проверку должен выдерживать лучевой вариант устройства.

При использовании широкоугольного фильтра требуется обращать внимание на высоту и ширину. Оправы должны идеально сочетаться между собой. При даже небольшой разнице часть аксессуара попадет в кадр

Таким образом можно испортить даже самое удачное изображение

При даже небольшой разнице часть аксессуара попадет в кадр. Таким образом можно испортить даже самое удачное изображение.

На фильтре не могут быть дефекты или царапины. Плохое покрытие не даст достичь должного эффекта. Если состояние стекла ухудшилось при эксплуатации, то от его дальнейшего использования придется отказаться. Длительное употребление невозможно. Поэтому фотограф должен настраивать себя заранее на частую покупку таких изделий.

Если человек пытается сэкономить, то ему рекомендуется приобрести сразу набор аксессуаров. При покупке каждого экземпляра поштучно придется заплатить в несколько раз дороже. При транспортировке фильтры должны находиться в специальном футляре. Перед покупкой каждый образец проверяется по отдельности. Полный ассортимент товаров данной группы есть в специализированном магазине. Мировые бренды всегда следят за качеством товара. В нем может быть полностью уверен каждый покупатель.

Возможные неисправности

Конструкция стекла для сварки с автоматическим изменением степени затемнения сравнительно сложная, поэтому во время эксплуатации фильтра иногда возникают некоторые проблемы. Большинство из них устраняется при самостоятельном ремонте.

Поддающиеся исправлению

Неисправности, которые устраняются своими руками:

  1. Неравномерное затемнение. Оно может отличаться с левой и правой сторон. Для исправления такой проблемы достаточно отрегулировать расстояние между стеклом и глазами сварщика.
  2. Мерцание фильтра или отсутствие затемнения. Если он не поврежден, то причина чаще всего в загрязнении поверхности стекла. Очистка устраняет проблему. При работе с небольшим током рекомендуется выставлять настройку «медленно». Могут сесть батарейки, их придется заменить, а если это солнечные элементы, то вынести на некоторое время на свет.
  3. Низкая светочувствительность. Такой сбой в работе в чаще всего появляется при минусовой температуре. Для большинства масок этот порог составляет -5°С.
  4. Плохая видимость. Причины такой неисправности чаще всего связаны с загрязнением стекла или неправильно выставленными настройками.

Неравномерное затемнение и мерцание фильтра можно исправить самостоятельно.

Неподдающиеся ремонту

Если проблемы, возникшие при работе светофильтра, связаны с его механическим повреждением или заводским браком, то устранить их не получится. В таких случаях проводится замена стекла. Сделать это несложно, т.к. к маске оно крепится с помощью 2 винтов.

Критерии выбора

Внешние параметры:

обратите внимание на то, подходит ли размер смотрового окна для выполняемых работ. Если в процессе сварки ваш взгляд чаще направлен вниз, можно выбрать небольшой экран

Если вы «варите» в разных положениях, то лучше выбрать большой размер стекла, материал, из которого изготовлена маска, должен быть легким, не проводящим ток, форма корпуса должна быть обтекаемой, а также максимально защищающей от попадания окалин, брызг, искр, дыма, все настройки должны находиться на шлеме. У некоторых моделей они внутри, что неудобно в процессе регулировки, если вы выбираете маску «хамелеон», стоит обратить внимание на тип питающего устройства и срок его службы. Это могут быть батарейки или аккумулятор, которые нужно будет менять, либо солнечная панель. Большинство моделей «хамелеонов» представлены с индикатором заряда. Если вовремя не поменять батарею, то в процессе работы фильтр может отключиться, и дуга ослепит вас, немаловажный параметр — вес. Стоить примерить сварочный щиток, затем оценить, будет ли комфортно в нем работать, крепление шлема должно удобно настраиваться. Должна регулироваться глубина посадки, угол наклона и размер наголовника, если есть необходимость надевать коррекционные очки под маску, обратите внимание, есть ли регулировка расстояния от глаз до фильтра, выбирая маску со светофильтром «хамелеон», первое, что нужно сделать — посмотреть, не пропускает ли она свет. Часто встречается брак.

При выборе светофильтра следует обратить внимание, какой вид сварки вы будете использовать для работы. Рекомендации по выбору простых светофильтров с затемнением написаны в таблице, в техническом паспорте маски

Светофильтр «хамелеон» универсален и подходит для всех видов сварочных работ (TIG, MIG/MAG, MMA). Параметры, которые необходимо учесть: оптический класс (реальная видимость), прозрачность светофильтра, равномерное затемнение, степень затемнения от угла просмотра. Все эти характеристики маркируются в виде &frac12,/&frac12,, где единица — это самый высокий показатель. Данные обозначения вы так же можете найти в технических показателях.

Проверить работу светофильтра при покупке можно следующим образом: наденьте маску и поверните голову в сторону света (лампа, солнце и другое яркое свечение). После выбора конструкции шлема и фильтра просмотрите комплектацию. Обычно она состоит из маски, паспорта и сменных деталей.  В паспорте указаны: страна-изготовитель, сертификат качества товара в соответствии со стандартами, гарантия.  Отсутствие данных характеристик указывает на некачественный продукт.

Для выполнения разовых сварочных работ подойдет простая классическая модель шлема. Для профессиональных сложных работ отдайте предпочтение «хамелеонам». Подбирайте определенные настройки и параметры под свои предпочтения, в соответствии с планируемыми работами.

Какая маска лучше? Ответ на этот вопрос прост. Та, которая подходит под условия вашей работы. Но не менее важным критерием при выборе является ее качество. Не стоит забывать, что при выполнении даже небольших сварочных работ велик риск получить повреждения сетчатки глаза. Обеспечить максимальную защиту вашего зрения может лишь качественный светофильтр, прошедший соответствующую сертификацию.

На рынке представлено огромное количество, масок подходящих под любые типы сварочных работ. Воспользуйтесь нашими советами, чтобы подобрать вариант, обладающий всеми необходимыми настройками и техническими характеристиками, которые позволят сделать вашу работу комфортной и безопасной.

Виды стекол

Светофильтр для сварочной маски защищает глаза человека от теплового, инфракрасного, ультрафиолетового излучений и брызг расплавленного металла.

При сварке применяются дешевые с фиксированной степенью затемненности светофильтры (цветные стекла), дорогие автоматические для сварочной маски (в народе хамелеон) и полимерные материалы.

Затемненное стекло. Для снижения светопропускаемости в материал добавляют примеси цветных металлов (медь и никель). От содержания примесей в стекле зависит его светопропускаемость.

Существует российская и международная маркировка степени затемнения. Отечественная классификация маркируется от С4 до С8, что соответствует европейской 9-13 DIN. Таблица (ниже) поможет разобраться с соответствием маркировок.

Стекло Хамелеон. В автоматических стеклах применяется жидкокристаллический экран. Жидкие кристаллы меняют последовательность построения при изменении светонапряжения, чем достигается разное затемнение. Современные светофильтры имеют от 1 до 3 слоев ЖК стекол.

Полимерные материалы. Обладают высокой пластичностью и способностью затемнять.

Видео:

Различие стекол по затемненности

Отечественная промышленность поставляет на рынок светофильтры для сварки с маркировкой С4-С8, соответствует европейской классификации 9-13 DIN. Стекла со светозатемнением С4 и С8, внешних отличий не имеют. Но С4 обладает меньшей защитой.

При выборе (покупке), проверить светофильтр на подделку можно с помощью лампы дневного света. Через стекло С4 нить накаливания лампочки будет хорошо просматриваться, а через С8 с трудом. Если отличий нет, то от приобретения лучше отказаться.

Профи советуют иметь 2-3 с разной защитой светофильтра для маски сварщика. Тогда в ходе сварочных работ можно подобрать лучший вариант.

Таблица (ниже) поможет подобрать степень затемнения сварочных фильтров от сварочного тока и вида сварки.

Иногда, в продаже попадаются стекла для электросварки с маркировкой Э.1-Э.5.

Светофильтр хамелеон для сварочной маски

Автоматические жидкокристаллические светофильтры имеют преимущества перед фиксированными аналогами. Обширные настройки настраивают затемнение под любую яркость и диаметр дуги.

Хамелеон, имеет несколько слоев кристаллов, находящихся в слоях полимерной защиты, блок питания и управления, датчики обнаружения дуги.

Автоматический светофильтр — это не сложное приспособление:

  • устройство крепится к маске двумя винтами;
  • работает от солнечной батареи и сменных батареек;
  • имеет 3 устройства управления:
  1. регулятор степени затемнения 5-13 DIN и 9-13 DIN. Расположение наружное (на левой стороне маски) или внутреннее (на самом фильтре).
  2. чувствительность (момент срабатывания автоматического затемнения) регулируется в зависимости от времени суток (день, ночь).
  3. регулировка времени затемнения (долгое, среднее и короткое).

Видео:

Неисправности автоматических светофильтров и варианты решения

  1. Неравномерное затемнение. Отрегулировать расстояние между стеклом и глазами.
  2. Светофильтр мерцает или плохо затемняется. Защитное стекло грязное или испорчено (очистка, замена). При низком токе, переключатель установить в положение «Long» (медленно).
  3. Низкая чувствительность. На улице похолодание, на термометре меньше -5°.
  4. Плохая видимость. Грязное стекло защиты. Плохое освещение. Неудачная настройка степени затемнения.

Видео:

Для дома приобретать маску сварщика с автоматическим светофильтром известного бренда не стоит. Глупо отдавать 15-40 тысяч рублей за модель, которой придется пользоваться пару раз в год.

Лучше купить китайскую модель (хорошую), цены начинаются от 3 тыс. рублей. Известные производители — это TECMEN (Текмен) и Ресанта.

Насадочные линзы

Назвать их именно светофильтрами будет не совсем верно, однако учитывая способ крепления, их все же чаще всего относят именно к данному виду аксессуаров. Три самых популярных модели — это макролинза, полулинза и широкоугольный конвертер. Первая дает возможность сделать из простого объектива макрообъектив (позволяет значительно уменьшить минимальное фокусное расстояние). Чаще всего используется на фотоаппаратах с несменной оптикой. Вторая имеет очень необычный эффект резкости на разных частях кадра, то есть позволяет сфокусироваться на двух разных элементах при их разной удаленности. Третья дает эффект уменьшения фокусного расстояния, тем самым увеличивая угол захвата объектива. Применима для оптики с маленьким углом обзора.

Самый необходимый светофильтр — защитный. Его лучше приобретать сразу при покупке самой оптики. Без его использования можно лишиться объектива, который часто бывает дороже самого фотоаппарата, а его ремонт может быть невозможным. Поляризационным, нейтральным, градиентным и солнечным фильтрами можно пользоваться, и это очень удобно, а можно и не иметь их в своем арсенале, доводя фотографию до нужного вида обработкой в различных редакторах (хотя и о стоимости лицензионных программ тоже забывать не стоит). То же самое можно сказать и о фильтрах для эффектов. Насадочные же линзы позволят вам избежать покупки дорогостоящего узконаправленного объектива, однако обязательными тоже не являются.

Уход и правила эксплуатации

Хотя фильтры сами по себе выполняют защитную функцию от физических повреждений, они также требуют бережной эксплуатации и содержания, как и объективы. Мельчайший дефект непременно отразится на очередном снимке. Поэтому брать светофильтры для объективов следует только за кромки (прямоугольные и желатиновые пластиковые модели) или за оправу (версии с байонетными или резьбовыми крепежами). Чтобы исключить риск перекоса оправы, в процессе установки светофильтра в компедиум или при вкручивании его в объектив не стоит прилагать к операции чрезмерных усилий. Какой бы качественной ни была оптика, любой фильтр весьма чувствителен к внутреннему напряжению.

Для чистки поверхности линз используются те же средства, что и при обработке другой оптики. Например, допускается сдувание пыли и прочих загрязнений с помощью воздушных потоков от груши или компрессора. Также в набор по уходу входят кисточки, безворсовая ткань и специальные растворители – подобные комплекты зачатую поставляются производителями самой оптики.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Закупки с умом
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: